Самыми распространенными типами подшипников являются шариковые и роликовые. Прочие типы используются редко или являются производными от первых двух, которые отличаются телами качения: шариками и роликами. Если шарики всегда имеют форму идеальной сферы, то ролики могут иметь коническую, игольчатую, цилиндрическую форму и разное расположение в обойме.
Где применяются роликовые модели?
Конструктивным преимуществом этих деталей является большая площадь соприкосновения роликов с обоймой, что позволяет выдерживать большие радиальные нагрузки. Против осевых нагрузок цилиндрическая роликовая схема не так устойчива, хотя коническая чуть сильнее в этом отношении.
В технике применение роликовых подшипников актуально:
• В системах с большими радиальными нагрузками независимо от диаметра вала;
• При комбинированных нагрузках (конусные тела вращения);
• В прецизионных системах вращения.
Оптовая покупка роликовых деталей качения по объемам не уступает закупкам шариковых систем, хотя последние чаще продаются в розницу.
Назначение шариковых моделей
Узлы вращения со сферическими элементами хороши компромиссом между стойкостью к радиальным, а также стойкостью против осевых нагрузок. Их сфера применения сводится к системам со стабильными умерено действующими силами. Когда предполагаются повышенные нагрузки перпендикулярно оси вращения, выбираются радиально-упорные подшипники, стойкие к боковому воздействию, но более слабые к осевому. Быстроходность и коэффициент теплоотвода обоих типов узлов качения практически одинаковы.
Шариковые варианты часто используются вследствие одного преимущества: их изготовление не требует тщательной центровки положения шариков, поэтому обходится дешевле. Техника, рассчитанная на массовый тираж или потребительскую привлекательность, разрабатывается на основе сферических тел качения.
Выбор узла качения
Выбор между двумя типами узлов качения делает конструктор. Попытка взаимной замены этих узлов может привести к непредсказуемому результату: чрезмерному износу, поломке, разбалансировке, даже если все геометрические параметры будут одинаковы.
Подшипник является расходным материалом, не подлежащим ремонту: его меняют полностью на аналогичный по типу, а также геометрическим параметрам, для чего можно воспользоваться каталогом или выслать маркировку продавцу, который подберет подходящее изделие из своего ассортимента.