Выделяют две основных разновидности подшипников:
- Качения: шариковые, роликовые, игольчатые;
- Скольжения.
Устройство подшипников качения
Деталь имеет три ключевых элемента: обойму, тела качения и сепаратор.
Обойма
По виду это кольцо высокоточной обработки, которое используется для крепления между элементами для уменьшения их взаимного трения. Деталь может быть внутренней и внешней. Для корректного перемещения тел качения по обойме на ней создаются направляющие канавки. У внутреннего кольца они располагаются с наружной стороны, а внешнего кольца – с внутренней.
Для подшипников конусной формы деталь устанавливается под углом, что обеспечивает ее эффективную работу при высоких радиальных и осевых нагрузках.
Для упорных подшипников предусмотрена другая конструкция обоймы: с левой и правой стороной (причем канавки имеются только на одной из них). Такие изделия применяются в узлах с большими осевыми нагрузками.
Тела качения
Это специальные ролики, которые, перемещаясь по обоймам, снижают трение между ними. Изделие может иметь различную форму:
- круглую,
- цилиндрическую,
- коническую,
- иглообразную.
Различают подшипники с одним или двумя рядами тел качения. У отдельных разновидностей ролики устанавливаются под углом друг к другу.
Сепаратор
По виду это кольцо, имеющее отверстия под ролики. Его основная функция – распределение тел качения на поверхности обойм, что необходимо для защиты от смещения роликов и их соприкосновения.
Существует много конфигураций изделия, которые разрабатываются с учетом особенностей применения запчасти. У некоторых подшипников могут отсутствовать определенные элементы (например, не у всех игольчатых моделей есть внутренняя обойма). А у других конструкций, наоборот, есть вспомогательные части – резиновые уплотнительные элементы, которые защищают внутренние части подшипника от загрязнения.
Устройство подшипников скольжения
Деталь характеризуется более простой конструкцией: она состоит из пластины в виде кольца или втулки определенной толщины. Элемент выполняется из мягких сортов металла или металлокерамического сырья.
Изделие в основном применяется в агрегатах, где для смазки используется масло, поэтому на пластине могут иметься канавки.
В местах, где подшипник надежно фиксируется, по бокам создаются отливы, необходимые для крепления в пазах. Такое расположение необходимо для защиты от проворачивания при эксплуатации детали.